Журнал "Гис-обозрение" № 3 - 4'99
Eще в конце XIX века венгерский геодезист Тихи ввел в обиход слово «тахеометр», которое в переводе с греческого языка означает «быстро измеряющий». Даже в те далекие времена геодезисты мечтали иметь прибор, который мог бы максимальную часть работы производить в поле и хоть немного уменьшить камеральную обработку.Но оптические тахеометры имеют свой предел. Прекрасный прибор «DAHLTA» разработанный фирмой «Karl Zeiss Lena» усовершенствовать уже было невозможно.
К середине семидесятых годов в геодезии прочно заняли свое место светодально-меры. Тогда же появились первые модели прототипов тахеометра. Были созданы первые полуэлектронные приборы, где оптический теодолит был оснащен светодальноме-ром («SM-41» Zeiss West Germany; «EOT-2000» Karl Zeiss Iena). .
Затем УОМЗ создал Та-5, который имел общий для теодолита и дальномера корпус, а так же был оснащен панелью управления для ввода значений углов. Это устройство позволяло прямо в поле определять превышения, проложения, приращения. Но все равно это требовало дополнительных усилий и не особенно ускоряло процесс полевых работ. Мощным толчком в геодезическом приборостроении был выпуск электронного тахеометра AGA-136 (Швеция), в котором оптическая система отсчета углов была заменена на электронную. Открылись широкие возможности автоматизации работы геодезистов. Ведь при электронном угловом отсчете информация о значении углов поступает в процессор в виде синуса и косинуса угла. Туда же поступает информация о длине измеренной линии. Все вычисления производятся в процессоре и на индикатор S (наклонная дальность), D (горизонтальное проложение), h (превышение), DX,DY (приращения координат) поступают в виде измеренных величин. Появилась возможность через функцию «arc» выводить значения углов и в градах, и в градусах.
В то же время все первые тахеометры были выполнены экспериментальным путем и имели массу недоработок как конструкторских, так и эксплутационных. Тахеометры были оснащены ручками уровня сигнала, переключателями дальней и ближней дистанции, индикаторы были ламповыми, что затрудняло взятие отсчета в солнечный день и не давало возможности получать графическую информацию. Кроме того, приборы были сделаны не совсем удачно чисто технологически, что приводило к частым отказам. В общем, это было следствием «теодолитной» логики при раз работке прибора. Тогда же образовалась и начала расти пропасть между конструкторами и геодезистами.
Первые пытались сделать свои приборы более удобными в эксплуатации, не зная особенностей полевых работ, а вторые, ничего не смысля в электронике, мало, чем могли помочь разработчикам. В 1984 году японская фирма «NIKON» создала тахеометр DTM-A, совместив его с компьютером и открыв тем самым эру компьютеризированных электронных тахеометров. Стало возможным отказаться от всевозможных переключателей, снабдив тахеометр «меню». Появились и технологические новации. Разные фирмы тли к ним своими путями. Например, большинство из них стали сразу устанавливать дальномеры в зрительных трубах. Дальномеры соединяли с процессором, установленном в колонке прибора, посредством проводки. Но при постоянном вращении трубы провода перетирались и тахеометр отказывал из-за элементарного отсутствия контакта.
Приобретая новый тахеометр или иной геодезический прибор, обязательно справьтесь о наличии ремонтной службы, убедитесь, что есть возможность на месте произвести гарантийное и постгарантийное обслуживание без отправки прибора фирме-изготовителю. К покупке секондхенда надо относится еще более серьезно. Желательно при этом иметь дело со специалистами, имеющими сертификаты на право ремонта данных приборов - этим Вы поможете не только себе, но и им.
Отказов не было только у Zeiss, поскольку педантичные немцы это предусмотрели и еще в SM-41 установили в трубе зеркало, излучение на которое попадало из дальномера, установленного в колонке. Но и у них, также как и у всех были проблемы выхода из строя микропереключателей. От этих неприятностей удалось уйти, заменив проводку токосъемными кольцами, а «микрики» упругой клавиатурой. Большой проблемой оказались и автоматизация уровня сигнала, и надежность переключателя «ОКЗ-дистан-ция». Уровень сигнала регулировался путем изменения тока накачки ФЭУ (фотоэлектронный умножитель), а шторки, имея только два положения: «ОКЗ» и «дистанция», начинали довольно быстро закипать. Но и эту проблему немцы смогли предвидеть, снабдив SM-41 оптическим регулятором сигнала - встроенным аттенюатором, гасящим излишнее излучение. Аттенюатор вращался посредством ручки «уровень сигнала». Вместо шторки был установлен диск с прорезями на моторе, который вращался на 3600 не имея фиксированных положениях на стопорах.
Идея оптического аттенюатора оказалась очень удачной и его стали устанавливать на моторах. Тахеометры «научились» самостоятельно регулировать уровень сигнала. Шторки были заменены на диски с моторами. Постепенно появились удачные общепризнанные наработки.
Когда началась компьютеризация, это не обошло стороной и геодезическое приборостроение. Сначала появились регистраторы информации, позволяющие не ведя полевые журналы запоминать и обрабатывать полученную в поле информацию. Затем тахеометры стали оснащать встроенными регистраторами.
Информацию записывали на электронные карточки, после чего она сбрасывалась на компьютер через адаптер. Для того чтобы избавить геодезиста от необходимости покупки дополнительных устройств, в тахеометрах были установлены гнезда для кабеля соединяющего прибор с компьютером.
Поскольку тахеометр работает с использованием определенных программ, их необходимо хранить в ПЗУ, которые питаются от встроенных аккумуляторов. Когда аккумулятор по истечении 5-7 лет деградирует, программы теряются и тахеометр, не зная, что он должен делать высвечивает «ERROR-20», (Geodimeter) или «ERROR-04» (Zeiss). Такое дело топографа абсолютно не устраивает. Если у «Geodimeter» после камень! встроенного аккумулятора поправки можно вписать только с компьютера через специальный драйвер, то Zeiss оказался более предусмотрительным. У тахеометров Zeiss на внутренних стенках колонок указанны поправки, вписать которые можно с клавиатуры, вручную введя тахеометр в режим тестирования. Начиная с ELTA-50R «Zeiss» стал устанавливать процессоры, не нуждающиеся в питании.
Но техника идет вперед семимильными шагами. Тахеометры очень быстро устаревают. Купленный несколько лет назад прибор не имеет возможностей более молодых моделей.
Появилась идея «омолаживания» тахеометров. В режиме тестирования тахеометров ELTA 50R и более поздних моделей «Zeiss» была введена строка «UPDATE» позволяющая вписать более современную версию программного обеспечения, полученную с интернет-страницы «Zeiss».
Находят все большее применение и полностью автоматические самонаводящиеся тахеометры, снабженные еще и автоматической фокусировкой.
Появились тахеометры способные работать без отражателя на расстояния до 500 метров. Пока эти модели довольно дорогие, но думается, что разработчики найдут возможность сделать их конструктивно более простыми и, следователь]го, снизить цену.
Сегодня геодезист может выйти в поле один без рабочего, провести геодезическую съемку без полевых журналов и, сбросив информацию на компьютер, получить карту. Кроме того, геодезист способен внести в тахеометр программу позволяющую решить любую узкоспециальную задачу и получить результат. Современный тахеометр позволяет сделать планово-высотное обоснование, съемку, обмеры, но не может произвести высокоточного невелирования. В тахеометрах появились огромные функциональные возможности, вследствие чего резко сократилась камеральная обработка, Но тахеометр по-прежнему не способен решить всех геодезических задач и не избавляет от необходимости покупки других геодезических приборов.
Поэтому думается, что разработчики этих приборов порадуют еще геодезистов новыми возможностями. Либо электронный тахеометр в сегодняшнем своем виде исчерпает себя также как и «DAHLTA», а в светлых головах разработчиков родятся идеи более функциональных геодезических комбайнов, которые постепенно вытеснят ставшие нам привычными компьютерные электронные тахеометры.
НЕМНОГО О РЕМОНТЕ
Факт, что лучше всех работают бездельники, мечтающие создать устройство, работающее вместо них.
В нашей стране ремонтные службы геодезических предприятий всегда находились в самом незавидном положении. Механики по ремонту приборов всегда иметь мизерные оклады, будучи заваленными работой «по самое не могу». Администрация предприятий практически не выделяла средств па обучения механиков, покупку оборудования, запчастей, информации. Мастерские всегда делились на электронные, где ремонтировали светодальномеры типа «Блеск» и оптико-механические по ремонту теодолитов и нивелиров. Эти мастерские оказались абсолютно не приспособленными для ремонта современных тахеометров, цифровых нивелиров, GPS-оборудования.
Прогресс в геодезическом приборостроении показал, что к проблеме сервиса надо относиться более серьезно. Механики, сумевшие пойти в ногу со временем, нашедшие возможность попять принципы действия современных приборов и наладившие прямые связи с заводами-изготовителями теперь называются «сервисными инженерами*. Эта работа стала высокооплачиваемой и престижной. Благодаря тому, что администрация большинства аэрогеодезических предприятий так «ласково» относится к своим сервисным подразделениям, она просто потеряла прибыльный бизнес. Его перехватили дилерские компании по продаже приборов, заслужив право диктовать свою политику и условия. Ведь они вложили и обеспечение должного уровня сервиса немалые средства и усилиям. Вместе с развитием приборов увеличивается их технологичность. Кроме того, каждая фирма-изготовитель стремится заработать деньги не только на производстве, но и па ремонте своей продукции. Поэтому создаются всевозможные технологические уловки для исключения постороннего вмешательства в приборы.
Во-первых, каждая фирма имеет свое тест-меню. Вход в эту программу засекречен от пользователя не только потому, что фирма боится потерять прибыль от ремонта. Поскольку в тест-меню можно отъюстировать прибор - значит, по незнанию его можно и абсолютно разладить.
Например, в электронных тахеометрах штрихи лимбов не оцифрованы, поэтому нулевым может быть любой из штрихов лимба. Достаточно вписать в процессор нулевым штрих, расположенный напротив фотоприема при горизонтальной трубе.
Как и простейший дальномер, даже самый мощный электронный тахеометр имеет фазовый цикл, а, следовательно, - циклическую ошибку DDu, а также другие дально-мерные поправки, которые тахеометр учитывает при измерении линий только потому, что они вписаны в его ПЗУ при помощи того же тест-меню.
Компенсаторы современных тахеометров представляют собой ампулы уровней наполненных электролизной жидкостью, что позволяет вводить поправки за наклон оси вращения прибора при помощи изменения сопротивления. Разумеется, каждый компенсатор имеет свою индивидуальную поправку, значение которой также вписывается. Все эти поправки вносятся по определенной технологии, получить доступ к которым можно только па заводе-изготовителе, либо в специализированных мастерских.
Благодаря тому, что доступ к информации очень ограничен и, как правило, его можно получить только в одном месте, сервисные инженеры, работающие в разных странах, лично знакомы друг с другом и поддерживают самые тесные контакты. Ведь кроме технологических существуют еще и экономические проблемы.
Прежде всего, - это запчасти. Купить тахеометр по отдельным запчастям значительно дороже, чем купить его целиком. Поэтому все интересуются, есть ли у кого битый хлам, в котором отдельные платы могут оказаться рабочими.
Во-вторых, если в развитых странах приборный парк н геодезических фирмах постоянно обновляется, то во всех постсоциалистических государствах большинство фирм не может себе позволить приобретение новых приборов из-за их высокой цены. Отсюда вытекает, что первые хотят вернуть себе хоть часть средств на продаже использованных приборов, а вторые имеют возможность приобрести неплохие приборы по значительно сниженным ценам. Но в этой экономике есть очень много подводных скал. Одной из основных является техническое обслуживание и обучение пользованию.
Можно взять как пример соседнюю Польшу. В начале 90-х годов фирма GeoGraf из Щецина стала предлагать б/у «геодиметры», не имея технической базы их обслуживания. Когда приборы стали ломаться, оказалось, что ремонт той же AGA-140 в Дарм-штадте (Европейский центр Spectra Precision, ранее Geotronics) обходится дороже б/у прибора.
Дела GeoGraf были плохи до тех пор, пока в Варшаве Егна Герас не открыл свой частный сервис «Geodimeter» и GeoGraf не заключил с ним договор о техническом обслуживании. Под сервис Гераса дела GeoGraf пошли в гору.
В Чехии продажей подержанных приборов стал заниматься сервисный инженер «Zeiss» Езеф Макса. Прекрасно владея технологией ремонта, Макса поддерживает техническое состояние приборов своих клиентов на высоком уровне, устраняя неполадки в кратчайшие сроки, вследствие чего его фирма пользуется максимальным доверием.
Из всего вышесказанного следует, что, покупая подержанный прибор, следует ориентироваться не только на его цену и фирму-изготовителя. В первую очередь надо знать, где и кто его сможет отремонтиро--вать, порядок стоимости ремонта.
Ни один изготовитель не заинтересован полностью оплачивать сервис в каждой стране, где производится продажа его приборов. Взять тот же Zeiss, чьи приборы работают во всем мире. Если бы Zeiss в каждой стране вознамерился построить сервисный центр, то затраты были бы аналогичны строительству несколько заводов Zeiss.
Поэтому сервисные центры создаются на деньги сервисных инженеров, либо дилеров. И поэтому надежнее всего иметь дело с сервисными инженерами. Кроме всего прочего сервисный инженер даст вам не менее 3-х месяцев гарантии на купленный у него прибор. Как правило, продавая сюда се-кондхенд, благополучный Запад в качестве довеска дает разбитые приборы, обеспечивая тем самым парк запчастей. Поэтому одним очень выгодно продавать секондхенд, а другим - получать б/у приборы для перепродажи, чтобы полученный доход вкладывать в свое развитие.
Этой публикацией журнал открывает новый раздел, посвященный сервису и проблемам эксплуатации и приобретения бывших в употреблении геодезических приборов, который, надеемся, станет постоянным. Если у Вас возникают проблемы с приборами, их ремонтом, обменом или приобретением б/у техники, обращайтесь в «ГИС-обозрение». Мы привлечем к решению Ваших проблем ведущих специалистов в этой области.