В связи с конструктивными особенностями ось вращения тахеометра никогда не чистят и не смазывают, так как эта процедура связана с полной разборкой прибора. Ось и втулка постепенно забиваются пылью, масло густеет и высыхает. Ось вращения заклинивается, и тахеометр становится непригодным к использованию. Обычно ремонт выполняется на заводе-изготовителе, так как после него при сборке необходима тщательная юстировка лимба, оптического моста и фотоприемного устройства. Но эту работу могут выполнить оптик-механик и электронщик. Порядок разборки тахеометра Снять ручку с колонок прибора, чтобы можно было поставить его на колонки. Снять блок питания и панель управления. Вынуть наводящий винт алидады и фиксатор и снять дно тахеометра. Вставив ось в трегер, поставить тахеометр в нормальное положение и снять со зрительной трубы обе крышки. Отвернув болты, крепящие блок фото-электронного фотоумножителя (ФЭУ) к корпусу зрительной трубы, отсоединить разъем, световод и, отпаяв кабель, идущий из ФЭУ к плате генератора масштабных частот (ГМЧ), вынуть блок ФЭУ из зрительной трубы. Отпаяв кабели от лазера и кабель, идущий от ГМЧ к ФЭУ, повернуть плату ГМЧ так, чтобы, просунув длинную отвертку сквозь трубу, можно было отвернуть болты, крепящие заглушку. Сняв заглушку, вывернуть под ней четыре болта, крепящие ось. Установив тахеометр на колонки, отпаять два кабеля от светодиода оптического моста и пять проводов от фотоприемного устройства на другом конце моста, вынуть ось вместе с мостом и лимбом. В отличие от теодолита световая призма и фотоприемное устройство тахеометра крепятся к оптическому мосту и находятся под лимбом, поэтому невозможно вынуть ось из втулки, не сняв лимб. В связи с этим надо отвернуть шесть болтов, крепящих лимб к втулке. Проложив бумажные прокладки между призмами моста сверху и снизу лимба, вытянуть ось из втулки вместе с лимбом. Если ось заклинена, то надо зажать втулку в тисках через деревянные губки и вытягивать ось осторожно, но сильно. Отвернув четыре болта, крепящие мост к оси, боком снять его с лимба. Ось и втулку необходимо тщательно промыть бензином и смазать. Если ход оси во втулке после этого останется тугим, то надо воспользоваться абразивным порошком. Затем ось и втулку снова тщательно промыть бензином и смазать. Порядок сборки и юстировки тахеометра Продеть ось в лимб, надеть сбоку на него оптический мост и проложить между призмами моста и лимбом бумажные прокладки. Прикрутить мост к оси четырьмя крепежными болтами, надеть втулку на ось и прикрепить лимб к втулке шестью болтами. Нарастить все кабели, отпаянные от светодиода и фотоприемного устройства, на 300-40 см. Припаять все ранее отпаянные кабели, соединить разъемы и установить платы так, чтобы при включении прибора не произошло короткого замыкания. Зажав в центраторе выступающий из втулки нижний конец оси, отцентрировать лимб по полосе. Оцифровки градусов на лимбе нет, поэтому ось невозможно центрировать по двум микроскопам. Установив ось с лимбом возле тахеометра, подпаять провода к выводам светодиода и фотоприемного устройства. Система электронного считывания резко отличается от оптической. По краям лимба проходят две полосы со штрихами. Штрихи внешней и внутренней полос "сбиты" относительно друг друга на 1/4 расстояния между ними. Под каждой полосой расположены по два фотоприемных устройства: sinB, cosB, где B- горизонтальный угол. По одной полоседатчик угла не сможет определить направление счета. Подпаяв провода, включить тахеометр в режиме Р2 и плавно вращать мост вокруг лимба. Если отсчеты на индикаторе не будут изменяться, значит до фотоприемного устройства не доходит излучение от светодиода и следует проверить положение световой призмы, вынув из трубки светодиод вместе с линзами. При наблюдении в рубку должны быть видны обе полосы лимба. В противном случае, меняя положение световой призмы, надо добиться изображения полос лимба. Затем вставить на место светодиод с линзами и включить тахеометр. Если отсчеты опять не изменяются или без поворота моста вокруг лимба начинают увеличиваться или уменьшаться, значит, надо юстировать положение фотоприемников и призмы над ними, пока отсчеты на индикаторе не изменятся в зависимости от поворота моста вокруг лимба. Затем подключают осциллограф к предварительному усилителю и измеряют амплитуду сигнала на вертикальном круге. Перемещая линзы и призмы оптического моста, получают такую же амплитуду на горизонтальном круге. Добившись нормальной работы угломерной части прибора, следует собрать тахеометр в обратной последовательности и проверить функционирование прибора. Для ремонта оси следует иметь: тестер, осциллограф, паяльник, центратор, набор отверток, пинцет. Уважаемые читатели! Если у Вас возникли вопросы по ремонту ТА-3 и ТА-ЗМ, то можете обратиться непосредственно к автору механику Сергею Владимировичу Ковалеву.
Телефон (095) 158-94-91.